Весь сайт

Письмо ФБУН "ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана" № 02.1-В/27 от 12.10.2016

Письмо ФБУН "ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана" № 02.1-В/27 от 12.10.2016

Разработка, утверждение, внесение обоснованных изменений и внедрение в практику разноплановых санитарно-гигиенических нормативных требований и правил есть прерогатива Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), в подготовке которых участвует её научный потенциал.

Важно также отметить, что в настоящее время находится в стадии рецензирования и согласования новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.-16, где имеют место быть и некоторые уточнения, касающиеся рассматриваемых аспектов.

Теперь по существу:

1-я позиция - о нецелесообразности выполнения мониторинговых исследований техногенного загрязнения приземного слоя атмосферы. При реально сложившейся ситуации - 2-х разовом превышении ориентировочного нормативного размера санитарно-защитной зоны между действующим предприятием и жилой застройкой в определённой мере нашла отражение в тексте новой редакции СанПиНа.

Вместе с тем, при этом нельзя исключить необходимость осуществления единичных контрольных замеров концентрацией загрязняющих атмосферу вредных веществ аэровыброса конкретного объекта для получения исходного показателя установления низкого уровня воздействия на среду обитания, обосновывающего ненужность выполнения длительных и трудоёмких натурных исследований.

2-я позиция - естественная обязательность организации натурной оценки санитарного состояния воздушной среды в ареале распространения промышленного выброса от конкретного объекта - размещение точек отбора проб воздуха или инструментальной регистрации концентрации вредных веществ по наземной границе ближайшего населённого пункта. При этом исходной информацией для составления программы предстоящих лабораторных наблюдений должны являться результаты предварительно выполненного расчётного анализа формирования «поля» техногенного загрязнения воздушной среды прилегающих к промплощадке территорий с использованием «Методики расчёта рассеивания ...» ОНД-86 по одной из ряда существующих аналитических программных продуктов.

Необходимость осуществления натурных исследований по другим румбовым направлениям относительно расположения действующего (или действующих) источников аэровоздействия возникает, например, при вычислении доли техногенной нагрузки на атмосферу создаваемой данным предприятием, находящимся в составе других производственных объектов промышленного узла также являющихся аэрозагрязнителями воздушного бассейна.

Для этих целей следует выявлять показатели загрязнения атмосферного воздуха с наветренной стороны в «набегающем›› потоке перемещения загрязнённых воздушных масс на площадку обследуемого предприятия и далее на жилую территорию. Кроме того, при отсутствии в районе размещения исследуемого с позиции оценки влияния на окружающую среду объекта - источника загрязнения приземного слоя атмосферы постов наблюдений гидрометеослужбы, решение основной задачи дистанционного обеспечения гигиенической безопасности и комфортного проживания населения требует выполнения натурных исследований для установления уровня фонового загрязнения атмосферы рассматриваемой территории - показателя, учитываемого прогнозным расчётом ожидаемой техногенной нагрузки в селитебной зоне.

3-я позиция - сформулированное предложение не совсем корректно относительно основной решаемой задачи. Пост лабораторных наблюдений (или точка) должны объективно фиксировать уровень установленной интенсивности химического воздействия (концентрации) одного или нескольких доминирующих в промышленном выбросе вредных веществ, присутствующих в воздухе на границе жилой застройки.

Измеренные показатели загрязнения атмосферы, полученные расчётным прогнозом величины техногенного влияния, наконец, ориентировочные нормативные размеры СЗЗ в соответствии с классом опасности предприятия в совокупности и определяют минимально достаточные в конкретном случае санитарные разрывы. Поэтому в точке проведения натурных исследований должно быть зафиксировано отсутствие содержания загрязняющих атмосферу химических веществ с превышением гигиенически допустимых нормативных значений именно по границе населённого пункта. Отступление от данного исходного положения допустимо только в плане методически правильного размещения точки проведения исследования на местности. Например, при необходимости избежания искажения показателей измерения за счёт динамического влияния, создаваемого набегающим воздушным потоком экрана у внешних строений, у лесной опушки и пр., что объективно требует смещения точки отбора проб воздуха в сторону приближения к источнику промвыброса на величину порядка 2-х - 2,5 высот существующего экрана.

4-я и 5-я позиции. По существу, оба пункта прямо не относятся к общей задаче о проведении необходимых, более методически правильных, натурных исследований при реальной оценке санитарного состояния зонального распространения в свободной атмосфере техногенного аэрозагрязнения для объективного установления размера достаточной санитарно-защитной зоны от промышленного или иного источника -загрязнителя окружающей среды.

Руководство по контролю загрязнения атмосферы РД 52.04.186-89, разработанное в своё время специалистами Госкомитета СССР по гидрометеорологии и Минздрава СССР совместно, содержит достаточно подробную информацию, касающуюся организации и осуществления длительных натурных наблюдений за состоянием воздушной среды в городах и иных населённых пунктах по стране. При этом программой исследований определены объёмы, периодичность и сроки постановки динамических, систематических наблюдений с учётом географических особенностей местности расположения объектов контроля, экономических, технических и прочих возможностей для их реализации в конкретно сложившихся условиях на местах.

Правда, такие постоянно действующие посты наблюдений (в том или ином виде их реализации) иногда рекомендуется устанавливать и в СЗЗ на границе жилой застройки от крупных предприятий, относящихся к І и ІІ классам опасности, имеющих, как правило, объёмный многокомпонентный выброс вредных веществ в атмосферу даже при наличии на производствах эффективных пылегазоулавливающих установок для осуществления непрерывного контроля за деятельностью промышленного объекта в аспекте воздействия на природную окружающую среду и принятие оперативных защитных мер в случае необходимости.

Для целей обоснования размера санитарно-защитной зоны при реконструкции, техническом перевооружении, перепрофилировании действующего предприятия или иного объекта, загрязняющего атмосферный воздух, как правило, достаточен требуемый Роспотребнадзором набор условий постановки и выполнения минимально необходимых натурных наблюдений с учётом режима работы предприятия в целом, его отдельных производств - источников выброса вредных химических веществ в атмосферный воздух логично оправдана в установленных условиях относительно невысокого уровня наблюдаемого фонового загрязнения атмосферы прилегающих территорий, а также отсутствия застойных климатически повторяющихся явлений (штиль, приземная инверсия и пр.), характерных для данной местности.

6-я позиция. Вопрос расчётного установления среднесуточных концентраций содержания загрязняющих веществ в атмосфере по результатам измерения максимально разовых в настоящее время, на наш взгляд, ещё не имеет достаточно обоснованного научного решения, тем более при получении исходных измеренных концентраций аэросодержания вредных веществ на грани разрешающей способности методов их определения. Такой примерный перевод концентраций нашёл отражение в «Методике расчёта концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» Л., Гидрометеоиздат, 1987 г. По результатам прогнозной разработки, выполняемой с учётом максимально неблагоприятных характеристик всех анализируемых составляющих, комплексного анализа.

7-я позиция. На число необходимых точек наблюдений за уровнем техногенного загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаемых по границе ближайшего населённого пункта в процессе проведения исследований для обоснования оптимального размера СЗЗ, оказывает влияние фронтальная протяжённость аэровыброса действующих производств предприятия относительно размещения селитебной территории. При этом отбор проб воздуха для последующего лабораторного анализа или инструментальные измерения могут выполняться последовательно в едином временном интервале.

О подходах к организации постоянных постов наблюдений за загрязнением воздушной среды обитания после официального установления размера санитарно-защитной зоны в процессе эксплуатации предприятия - источника формирования промышленной нагрузки на атмосферный воздух сказано выше. Как правило, в подобных случаях достаточна организация одного поста непрерывных (или периодических) наблюдений, оборудованного современной аналитической аппаратурой или технически оснащённого для лабораторного осуществления мониторинга за уровнем загрязнения приземного слоя атмосферы среды обитания.

Другие новости
Письмо Роприроднадзора № АА-03-04-32/14988 от 11.07.2017
11 июл 2017
О разъяснениях по вопросам постановки объектов НВОС на государственный учет
Письмо РПН ЦФО № 18-25/7344 от 01.06.2017
1 июн 2017
О компонентном составе отходов
Письмо НИИ Атмосфера № 07-2-271/17-0 от 17.04.2017
17 апр 2017
О сравнение величин приземных концентраций
Нам доверяют
Роснефть
Интер РАО - Электрогенерация
ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт
Транснефть
МЭЗ Юг Руси
Федеральная Сетевая Компания Единой Энергетической Системы
Газпром ПХГ
BAYER
Агрокомплекс
КРАСНОДАРГАЗСТРОЙ
Pepsico
Стройтрансгаз
Danone
Росгосстрах
НИПИГазпереработка
Коксохиммонтаж
Южгазэнерджи
Ильский НПЗ
Вимм Билль Данн
Краун Корк Кубань