Весь сайт

Письмо Роспотребнадзора № 01/6968-15-32 от 18.06.2015

О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных размеров санитарно-защитных зон

Федеральная служба по надзору по защите прав потребителей и благополучия человека сообщает, что проведенный анализ представляемых на рассмотрение материалов (санитарно-эпидемиологические экспертизы проектов санитарно-защитных зон, предварительные заключения территориальных органов Роспотребнадзора для установления окончательных санитарно-защитных зон) указывает на необходимость унификации базовой информации, отражаемой в этих материалах и позволяющей принимать решения о соответствии (несоответствии) проектов санитарно-защитных зон требованиям санитарного законодательства и возможности установления окончательных санитарно-защитных зон.

В этой связи в целях обеспечения единообразного подхода к оформлению материалов, обосновывающих установление размера как предварительной, так и окончательной санитарно-защитной зоны объекта (далее - СЗЗ), а также неукоснительного соблюдения положений санитарного законодательства Роспотребнадзор обращает внимание на следующее.

При оформлении экспертного заключения по результатам проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта СЗЗ в содержательной части целесообразно предусмотреть изложение следующей информации:

1. Наименование хозяйствующего субъекта, для промышленной площадки (далее - промплощадка) которого представлен проект расчетной СЗЗ реквизиты хозяйствующего субъекта, наименование проекта СЗЗ.

2. Статус объекта, для которого разработан проект СЗЗ (вновь строящийся, реконструируемый, технически перевооружаемый, действующий без перспективного увеличения мощности и др.).

3. Описание исходной градостроительной ситуации и ее перспективного развития с учетом результатов её сопоставления экспертом с официальными публичными данными Правил землепользования и застройки населенного пункта, размещенными на официальном сайте органов местного самоуправления и находящимися в общем доступе, а также имеющимися данными публичной кадастровой карты Росреестра.

4. Количество всех земельных участков, на которых размещен или предполагается к размещению объект, с указанием их соответствия положениям пункта 3.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в части вида хозяйственной деятельности на земельном участке, принадлежащем промышленному производству и объекту и оформленному в установленном порядке). Для обеспечения последующей идентификации границ промплощадки, от которой обосновывается размер и границы СЗЗ, рекомендуем указывать кадастровые номера упомянутых земельных участков.

В случае, если земельный участок не оформлен для ведения хозяйственной деятельности в установленном порядке, проект СЗЗ не может быть признан соответствующим пункту 3.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. При этом доводы разработчиков проекта СЗЗ или хозяйствующих субъектов о том, что проект СЗЗ разработан как основание для внесения изменений в утвержденную в градостроительную документацию или для изменения разрешенного вида использования земельного участка не является основанием для согласования таких проектов, т.к. установленная Градостроительным Кодексом Российской Федерации процедура изменения разрешенного вида использования земельного участка и состав представляемой для этого документации не предусматривают наличие согласованной расчетной СЗЗ для объекта, предполагаемого к размещению на этом земельном участке.

5. Класс опасности объекта согласно санитарной классификации, предусмотренной СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В случае, если в состав объекта входят вспомогательные (обеспечивающие) структурные подразделения, имеющие свой класс опасности, перечислить все такие подразделения с указанием класса опасности и соответствующего пункта в санитарной классификации. В случае, если объект не внесен в санитарную классификацию, указать соответствующую информацию.

6. Информацию о расстояниях от границ земельного участка объекта до границ существующих территорий и до ближайших границ перспективных к застройке территорий с нормируемыми показателями среды обитания (жилой застройки, образовательных учреждений, зон рекреации и др.), размещение которых предусмотрено Правилами землепользования и застройки населенных пунктов (в целях оценки соблюдения положений пунктов 5.1, 5.2 и 5.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

7. Мощность объекта (существующая и/или перспективная по выпуску продукции, перерабатываемому сырью, добыче полезных ископаемых и др.) с описанием технологических процессов на объекте (его структурных подразделениях, имеющих свой класс опасности) и с указанием установленных факторов негативного воздействия (химический, биологический, физический). В случае, если какой-либо из этих факторов имеется на промплощадке, но не превышает нормативных значений на ее границе и на этом основании не включается в программу лабораторных наблюдений, необходимо описать это обстоятельство, обеспечив таким образом наличие анализа по всем возможным факторам негативного воздействия и обоснованно исключив из программы лабораторных наблюдений те из них, по которым объект не является источником негативного воздействия.

8. Количество источников по каждому из факторов, итоговый перечень вредных веществ с учетом совокупности всех технологических процессов, по которым произведены расчеты рассеивания, с указанием примененных в расчетах разработанных в установленном порядке методик, что соответствует положениям пункта 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

9. Формируемые загрязняющими веществами расчетные концентрации на границе расчетной СЗЗ и за ее пределами (с целью проверки возможного формирования максимальных значений ПДК за пределами расчетной СЗЗ при наличии на объекте источников средних и высоких нагретых выбросов).

10. Наличие или отсутствие, с позиций гигиенической безопасности, необходимости выполнения мероприятий по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух, биологического и физического воздействия (пункт ЗЛО СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), а также мероприятий и средств на организацию СЗЗ, включая отселения жителей, в случае необходимости (пункт 3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

11. Перечень факторов негативного воздействия, подлежащих лабораторным исследованиям и измерениям, перечень загрязняющих веществ, исследование которых в атмосферном воздухе на границе расчетной СЗЗ и в жилой застройке целесообразно, а также адреса и координаты контрольных точек (при наличии такой возможности).

12. Ориентирующую информацию для хозяйствующего субъекта о том, что установление окончательной СЗЗ осуществляется в порядке, предусмотренном главой IV СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, с указанием конкретного номера пункта, в соответствии с которым установление окончательной СЗЗ будет проведено для данного объекта. Отдельно обратить внимание хозяйствующего субъекта на то, что натурные исследования и измерения в целях подтверждения расчетных размеров СЗЗ и установления окончательной СЗЗ должны быть проведены после достижения объектом той проектной мощности, для которой была обоснована расчетная СЗЗ данного объекта.

13. Выводы о соответствии (несоответствии) расчетной СЗЗ требованиям санитарного законодательства, регулирующего вопросы установления СЗЗ.

В предварительных заключениях территориальных органов Роспотребнадзора рекомендуется отражать следующую информацию:

1. Сведения об оцененных документах, позволивших установить соответствие земельного участка, от границ которого устанавливается окончательная санитарно-защитная зона, положениям пункта 33 СанПиН 2.2.1/2.1.1 Л200-03.

2. Информацию о производственной мощности объекта (по перерабатываемому сырью, произведенной продукции, или другому показателю штатного режима работы объекта), для которого устанавливается окончательная СЗЗ, В случаях, когда обоснование расчетных границ СЗЗ проводилось для строящихся, реконструируемых, технически перевооружаемых объектов, в предварительное заключение в обязательном порядке должна быть внесена информация о том, достигло ли предприятие на момент проведения натурных исследований и измерений того штатного режима и проектной мощности, для которых проводилось обоснование расчетной СЗЗ.

3. Анализ выполнения мероприятий по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия, а также по организации СЗЗ, если необходимость проведения таковых была установлена ранее при согласовании расчетной СЗЗ.

4. Анализ соответствия объема выполненных натурных исследований и измерений программе наблюдений, ранее представляемой и оцененной в составе проекта СЗЗ, а также анализ сопоставления расчетных (ожидаемых) значений ПДК загрязняющих веществ и ПДУ физических факторов фактическим результатам проведенных исследований и измерений. Отдельно привести информацию о том, является ли представленный объем натурных исследований и измерений выполненным после достижения объектом проектной мощности и/или ввода в эксплуатацию после его технического перевооружения или реконструкции.

5. Информацию об объеме и результатах проведенных лабораторных исследований и измерений на границе СЗЗ и в жилой застройке, выполненных в рамках контрольно-надзорной деятельности, с указанием наличия (отсутствия) жалоб населения на ухудшение условий проживания в связи с эксплуатацией объекта, для которого устанавливается окончательный размер СЗЗ, и результаты рассмотрения данных обращений.

6. Информацию о результатах оценки риска здоровью населения.

7. Вывод о размере окончательной СЗЗ, который по итогам совокупного анализа расчетов, представленных в проекте СЗЗ, результатов оценки риска здоровью населения (для объектов 1 и 2 классов опасности) и выполненных натурных исследований и измерений признан территориальным органом Роспотребнадзора безопасным и соответствующим положениям пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1 Л. 1200-03. В случае несовпадения размеров СЗЗ, полученных на основании вышеуказанных данных, решение по окончательному размеру данной СЗЗ должно приниматься по варианту, обеспечивающему наибольшую безопасность для населения согласно пункту 3.6 СанПиН 2.2.1/2.1,1 Л200-03, о чем также должно быть указано в предварительном заключении.

В отношении положений пункта 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 дополнительно обращаем внимание на недопустимость предъявления к хозяйствующим субъектам требований о временном периоде, в течение которого этот объем исследований (50 или 30 дней исследований в зависимости от класса опасности объекта) должен быть сформирован. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не устанавливает таких требований, равно как и требований о проведении исследований посезонно. Вместе с тем, целесообразно рекомендовать хозяйствующему субъекту проведение лабораторных исследований содержания в атмосферном воздухе загрязняющих веществ в условиях наихудшего рассеивания выбросов данных загрязняющих веществ.

Отдельным вопросом рассмотрения и установления размеров СЗЗ, как зон с особым режимом использования территорий, является необходимость на основании закреплённого СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 режима СЗЗ накладывать ограничения на землепользование через внесение сведений об установлении СЗЗ в государственный кадастр недвижимости Российской Федерации.

В соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее -Федеральный закон № 221-ФЗ), пунктов 4, 17 Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71 (далее - Правила), органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить направление в установленном порядке сведений в государственный кадастр недвижимости в случае принятия ими решений об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий, в том числе санитарно-защитных зон.

Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона № 221-ФЗ обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, является карта (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 (далее - постановление № 621). Согласно указанному постановлению № 621, карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности, лицом, обладающим в соответствии с пунктом 6 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации правом выполнения работ по землеустройству, в том числе кадастровым инженером. При этом карта (план) объекта землеустройства, предназначенная для внесения сведений об объекте землеустройства в государственный кадастр недвижимости, оформляется в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью исполнителя.

В этой связи территориальные органы Роспотребнадзора для обеспечения информирования органов Росреестра и органов местного самоуправления о принятых решениях об установлении СЗЗ объектов должны осуществлять взаимодействие с хозяйствующими субъектами, обращающимися по вопросу установления СЗЗ с информированием их о необходимости предоставления в составе проекта СЗЗ сведений о размерах и границах СЗЗ на карте-плане объекта землеустройства в бумажном и электронном виде в форматах и в системах координат, используемых для ведения государственного кадастра недвижимости (по форме, предусмотренной постановлением № 621),

Данная позиция Роспотребнадзора поддержана Министерством экономического развития Российской Федерации и Росреестром. При этом обращаем внимание, что ответственность за соответствие электронного файла и бумажного носителя несет хозяйствующий субъект, обратившийся за установлением окончательной СЗЗ и предоставивший указанные данные.

Другие новости
Письмо Роприроднадзора № АА-03-04-32/14988 от 11.07.2017
11 июл 2017
О разъяснениях по вопросам постановки объектов НВОС на государственный учет
Письмо РПН ЦФО № 18-25/7344 от 01.06.2017
1 июн 2017
О компонентном составе отходов
Письмо НИИ Атмосфера № 07-2-271/17-0 от 17.04.2017
17 апр 2017
О сравнение величин приземных концентраций
Нам доверяют
Роснефть
Интер РАО - Электрогенерация
ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт
Транснефть
МЭЗ Юг Руси
Федеральная Сетевая Компания Единой Энергетической Системы
Газпром ПХГ
BAYER
Агрокомплекс
КРАСНОДАРГАЗСТРОЙ
Pepsico
Стройтрансгаз
Danone
Росгосстрах
НИПИГазпереработка
Коксохиммонтаж
Южгазэнерджи
Ильский НПЗ
Вимм Билль Данн
Краун Корк Кубань