Письмо Росимущества от 17 октября 2016 года N ПП-10/43108
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом рассмотрело обращение по вопросу предоставления разъяснений о возможности утверждения Росимуществом проекта рекультивации земель лесного фонда и сообщает.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Согласно части 2 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, - рекультивации.
Согласно статьи `19 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее - Закон о землеустройстве) проекты рекультивации нарушенных земель относятся к одному из видов землеустроительной документации.
Пункт 6 статьи 13 ЗК РФ определяет, что порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем согласно статьи 23 Закона о землеустройстве порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 Положения «О согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 514 (далее - Положение о рекультивации), в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, землеустроительная документация в зависимости от вида подлежит согласованию с Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами, органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами охраны памятников культуры, органами местного самоуправления.
Согласно п. 3 Положения о рекультивации, Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы обеспечивают проведение согласования следующей землеустроительной документации:
а) генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации;
б) документация по вопросам землеустройства, разработанная в соответствии
с решениями органов государственной власти;
в) документация, касающаяся `земель, находящихся в федеральной собственности.
В настоящее время Федеральная служба земельного кадастра России преобразована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр).
Между тем в соответствии с пунктом 8 Положения о рекультивации проекты рекультивации нарушенных земель утверждаются собственниками земельных участков, землепользователей или землевладельцев указанных земель.
Согласно части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Согласно пунктам 14 и 15 приказа Минприроды России № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель (далее – Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. В состав Постоянной комиссии включаются представители землеустроительных, природоохранных, водохозяйственных, лесохозяйственных, сельскохозяйственных, архитектурно - строительных, санитарных, финансово-кредитных и других заинтересованных органов.
На основании изложенного, по мнению Росимущества проект рекультивации земель лесного фонда согласовывается с территориальным органом Росреестра и Комитетом лесного хозяйства соответствующего субъекта Российской Федерации и утверждается территориальным органом Росимущества.