Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16 ноября 2016 N АС-08-02-36/23507
В Федеральную службу по надзору в сфере природопользования поступают обращения территориальных органов и хозяйствующих субъектов по вопросу разъяснения процедуры получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности.
Пунктом 10 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650 (далее - Регламент-650), установлено, что для получения разрешения на выбросы заявителю необходимо представить в территориальный орган Росприроднадзора утвержденные в установленном порядке и действующие нормативы предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ), в связи с чем предварительно необходимо провести процедуру установления нормативов ПДВ.
В данном пункте Регламента-650 приведён исчерпывающий перечень документов, которые заявителю необходимо представить в территориальный орган Росприроднадзора для предоставления государственной услуги по выдаче разрешения. Особого комплекта документов для строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов не предусмотрено.
Порядок утверждения нормативов выбросов определен Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183
(далее - Положение, Постановление), и Административным регламентом Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, утвержденным приказом Минприроды России от 29.09.2015 № 414 (далее - Регламент-414).
Согласно п.8 Положения разработка нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов).
В действующем законодательстве отдельного порядка установления нормативов выбросов для строящихся объектов, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, не предусмотрено.
Необходимо отметить, что в настоящее время в Минприроды России проходит согласование проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2001 г. № 183». Согласно вносимым изменениям абзац первый п.8 Положения будет дополнен словом «строящихся,» после слов «на основе проектной документации (в отношении». После вступления в силу проекта постановления в действующие регламенты будут внесены соответствующие изменения.
В соответствии с п.6 Положения нормативы ГІДВ устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги по установлению нормативов выбросов определен п.12 Регламента-414. Среди прочих документов для предоставления государственной услуги по установлению нормативов выбросов необходимо представить проект ПДВ, данные инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для действующих объектов хозяйственной и иной деятельности, либо данные проектной документации - в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, а также сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта ПДВ санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологическое заключение выдается органами Роспотребнадзора на проект ПДВ, а не на проектную документацию.
Согласно п.3 ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) указано, что нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
В соответствии с п.1 ст.51 Закона № 52-ФЗ выдача санитарно-эпидемиологических заключений отнесена к полномочиям главных санитарных врачей и их заместителей.
Следовательно, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственные указанным органам государственные (бюджетные или автономные) учреждения не уполномочены устанавливать нормативы ПДВ, в том числе на период ведения строительных работ, а также выдавать санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Пунктом 1.1 Регламента-650 определено, что для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют ввод в эксплуатацию новых или реконструированных объектов со стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при наличии нормативов ПДВ, установленных, в том числе, на период ведения строительных работ в составе утвержденной проектной документации строительства (реконструкции) зданий. сооружений и иных объектов, разрешение на выбросы выдается на срок ведения строительных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией или на срок достижения проектных показателей (но не более 2 лет) для вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов.
Как следует из предыдущего абзаца, Регламентом-414 разделены понятия «установленные (утвержденные) нормативы ПДВ» и «утверждённая проектная документация». Проектная документация не заменяет проект ПДВ, а является основой для его разработки.
Наличие и конкретный состав стационарных источников выбросов на строящемся объекте определяется проектной документацией. Согласно подпункту «б» пункта 25 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, раздел проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» должен содержать перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства, включающий результаты расчётов приземных концентраций загрязняющих веществ, анализ и предложения по предельно допустимым и временно согласованным выбросам.
Таким образом, для получения разрешения для строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструируемых объектов заявителю необходимо представить в территориальный орган Росприроднадзора комплект документов в соответствии с п. 10 Регламента-650.
Представляемые нормативы ПДВ должны быть разработаны на основании раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» проектной документации и предварительно установлены (утверждены) территориальным органом Росприроднадзора. Обязательным условием установления (утверждения) нормативов ПДВ является наличие санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным нормам и правилам.
Также сообщаю, что позиция Росприроднадзора по вопросу выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности была согласована Минприроды России (письмо от 17.12.2015 № 12-44/31669).