Весь сайт

Законопроект № 1176823-6 от 19.09.2016

Лицензирование деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, накоплению, транспортированию, размещению медицинских отходов

 

Регистрация законопроекта в Государственной Думе: 19 сентября 2016 года

Направление в профильный комитет: 19 сентября 2016 года

 

Проект содержит положение о дополнении статьи 49 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» новым подпунктом, устанавливающим, что деятельность по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, накоплению, транспортированию, размещению медицинских отходов подлежит лицензированию.

При этом, соответствующие дополнения предлагается внести в часть 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в частности включить в перечень лицензируемых видов деятельности деятельность по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, накоплению, транспортированию, размещению медицинских отходов классов «А», «Б», «В», «Г».

Кроме того, в Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предлагается ввести новую статью 22.1, определяющую санитарно-эпидемиологические требования к сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, накоплению, транспортированию, размещению и учету медицинских отходов.

 

В пояснительной записке указывается, что вопросы административно-правового регулирования обращения медицинских отходов и привлечение к административной ответственности в данной сфере являются актуальными.

В связи с внесением изменений в статью 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» медицинские отходы выведены из общей системы регулирования обращения с отходами. Соответственно процедура лицензирования деятельности в области обращения с отходами производства и потребления, предусмотренная федеральными законами № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не распространяется на обращение с медицинскими отходами. Существующий институт лицензирования деятельности по обращению с отходами производства и потребления позволяет при формировании пакета документов для получения лицензии провести процедуру проверки полноты и достоверности данных, содержащихся в документах, возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Требования, предъявляемые к медицинским отходам, определяются СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», при этом медицинские отходы класса «А», соотносимые в соответствии с указанным документом к твердым бытовым отходам (в действующем законодательстве это категория «твердые коммунальные отходы»), в рамках законодательства об отходах производства и потребления определяются 4 классом опасности для окружающей среды, в то же время деятельность при обращении с отходами 4 класса опасности подлежит лицензированию. Аналогичная ситуация при обращении с промышленными отходами соотносимыми с категорией класса «Г» медицинских отходов, обезвреживаемых и размещаемых на полигонах.

Отсутствие института лицензирования медицинских отходов не требует получения санитарно-эпидемиологических заключений на данный вид деятельности, проведения необходимых экспертиз на соответствие санитарным нормам и правилам. Кроме того отсутствуют лицензионные условия к применению организациями, осуществляющими деятельность в области обращения с медицинскими отходами, необходимого сертифицированного оборудования, физических и химических методов обеззараживания, технологий измельчения, спекания и прессования при обезвреживании медицинских отходов классов «Б» и «В», что впоследствии приводит к размещению в окружающей среде медицинских отходов, сохраняющих опасные патогенные свойства.

К примеру, в Пермском крае организации эксплуатирующие установки термического обеззараживания (изготовленные самостоятельно из подручных материалов) медицинских отходов, выигрывая тендер, осуществляют сжигание медицинских отходов, не имея при этом достаточных площадей и оборудования для осуществления деятельности по обращению с медицинскими отходами.

Важнейшим элементом обращения с отходами является система учета движения отходов и отчетности при обращении с ними. Система контроля и учета движения медицинских отходов за пределами медицинской организации практически отсутствует (классов «А», «Г» по факту не учитываются в общей системе учета отходов производства и потребления, «Б», «В» учитываются по факту документационного подтверждения лечебным учреждением процесс вывоза и обезвреживания).

Контроль за исполнением требований СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

С учетом изложенного у Роспотребнадзора отсутствуют данные по обезвреженным, утилизированным и размещенным в окружающей среде медицинским отходам. Соответственно данный вид отходов не учитывается в общей системе статистической отчетности (2-ТП отходы) и не подлежит включению в государственный кадастр отходов,; включающий в себя банк данных об отходах, технологиях их утилизации и обезвреживания, объектах размещения. Отсутствие учета и отчетности в области обращения с медицинскими отходами приводит к недобросовестному исполнению обязанностей хозяйствующими субъектами по сбору, транспортированию, обезвреживанию медицинских отходов, что влечет образование несанкционированных свалок отходов на территории регионов. Таким образом, в субъектах Российской Федерации практически не ведется учет количества медицинских отходов (с разбивкой их по классам опасности), образующихся в медицинских организациях, переданных (транспортированных) для обезвреживания, утилизированных, размещенных на полигонах. Отсутствует также информация о наличии транспортных средств для перевозки медицинских отходов, количестве объектов обезвреживания, утилизации медицинских отходов.

Отсутствие соответствующего четкого законодательного закрепления вопросов в сфере обращения с медицинскими отходами, исключение деятельности по обращению с отходами из лицензируемых видов деятельности служат причиной недостаточного правового регулирования и контроля данного вида деятельности и, как следствие, ненадлежащего обращения с медицинскими отходами, создавая риск нанесения ущерба окружающей среде, здоровью населения, включая медицинский персонал. На основании вышеизложенного, считаем необходимым в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предотвращения негативного воздействия на среду обитания при осуществлении деятельности с медицинскими отходами внести соответствующие изменения и дополнения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Другие новости
Усиление ответственности и увеличение штрафов за нарушение правил охраны атмосферного воздуха
17 фев 2017
Проекты Федеральных законов «О внесении изменений в статью 8.21 КоАП РФ»
Уведомление о начале разработки СанПиН 2.2.1/2.1.1.-17
14 фев 2017
СанПиН 2.2.1/2.1.1.-17 «Санитарно-защитные зоны, санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"
Актуализация СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
26 янв 2017
«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»
Нам доверяют
Роснефть
Интер РАО - Электрогенерация
ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт
Транснефть
МЭЗ Юг Руси
Федеральная Сетевая Компания Единой Энергетической Системы
Газпром ПХГ
BAYER
Агрокомплекс
КРАСНОДАРГАЗСТРОЙ
Pepsico
Стройтрансгаз
Danone
Росгосстрах
НИПИГазпереработка
Коксохиммонтаж
Южгазэнерджи
Ильский НПЗ
Вимм Билль Данн
Краун Корк Кубань