Лицензирование деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, накоплению, транспортированию, размещению медицинских отходов
Регистрация законопроекта в Государственной Думе: 19 сентября 2016 года
Направление в профильный комитет: 19 сентября 2016 года
Проект содержит положение о дополнении статьи 49 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» новым подпунктом, устанавливающим, что деятельность по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, накоплению, транспортированию, размещению медицинских отходов подлежит лицензированию.
При этом, соответствующие дополнения предлагается внести в часть 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в частности включить в перечень лицензируемых видов деятельности деятельность по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, накоплению, транспортированию, размещению медицинских отходов классов «А», «Б», «В», «Г».
Кроме того, в Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предлагается ввести новую статью 22.1, определяющую санитарно-эпидемиологические требования к сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, накоплению, транспортированию, размещению и учету медицинских отходов.
В пояснительной записке указывается, что вопросы административно-правового регулирования обращения медицинских отходов и привлечение к административной ответственности в данной сфере являются актуальными.
В связи с внесением изменений в статью 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» медицинские отходы выведены из общей системы регулирования обращения с отходами. Соответственно процедура лицензирования деятельности в области обращения с отходами производства и потребления, предусмотренная федеральными законами № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не распространяется на обращение с медицинскими отходами. Существующий институт лицензирования деятельности по обращению с отходами производства и потребления позволяет при формировании пакета документов для получения лицензии провести процедуру проверки полноты и достоверности данных, содержащихся в документах, возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Требования, предъявляемые к медицинским отходам, определяются СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», при этом медицинские отходы класса «А», соотносимые в соответствии с указанным документом к твердым бытовым отходам (в действующем законодательстве это категория «твердые коммунальные отходы»), в рамках законодательства об отходах производства и потребления определяются 4 классом опасности для окружающей среды, в то же время деятельность при обращении с отходами 4 класса опасности подлежит лицензированию. Аналогичная ситуация при обращении с промышленными отходами соотносимыми с категорией класса «Г» медицинских отходов, обезвреживаемых и размещаемых на полигонах.
Отсутствие института лицензирования медицинских отходов не требует получения санитарно-эпидемиологических заключений на данный вид деятельности, проведения необходимых экспертиз на соответствие санитарным нормам и правилам. Кроме того отсутствуют лицензионные условия к применению организациями, осуществляющими деятельность в области обращения с медицинскими отходами, необходимого сертифицированного оборудования, физических и химических методов обеззараживания, технологий измельчения, спекания и прессования при обезвреживании медицинских отходов классов «Б» и «В», что впоследствии приводит к размещению в окружающей среде медицинских отходов, сохраняющих опасные патогенные свойства.
К примеру, в Пермском крае организации эксплуатирующие установки термического обеззараживания (изготовленные самостоятельно из подручных материалов) медицинских отходов, выигрывая тендер, осуществляют сжигание медицинских отходов, не имея при этом достаточных площадей и оборудования для осуществления деятельности по обращению с медицинскими отходами.
Важнейшим элементом обращения с отходами является система учета движения отходов и отчетности при обращении с ними. Система контроля и учета движения медицинских отходов за пределами медицинской организации практически отсутствует (классов «А», «Г» по факту не учитываются в общей системе учета отходов производства и потребления, «Б», «В» учитываются по факту документационного подтверждения лечебным учреждением процесс вывоза и обезвреживания).
Контроль за исполнением требований СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
С учетом изложенного у Роспотребнадзора отсутствуют данные по обезвреженным, утилизированным и размещенным в окружающей среде медицинским отходам. Соответственно данный вид отходов не учитывается в общей системе статистической отчетности (2-ТП отходы) и не подлежит включению в государственный кадастр отходов,; включающий в себя банк данных об отходах, технологиях их утилизации и обезвреживания, объектах размещения. Отсутствие учета и отчетности в области обращения с медицинскими отходами приводит к недобросовестному исполнению обязанностей хозяйствующими субъектами по сбору, транспортированию, обезвреживанию медицинских отходов, что влечет образование несанкционированных свалок отходов на территории регионов. Таким образом, в субъектах Российской Федерации практически не ведется учет количества медицинских отходов (с разбивкой их по классам опасности), образующихся в медицинских организациях, переданных (транспортированных) для обезвреживания, утилизированных, размещенных на полигонах. Отсутствует также информация о наличии транспортных средств для перевозки медицинских отходов, количестве объектов обезвреживания, утилизации медицинских отходов.
Отсутствие соответствующего четкого законодательного закрепления вопросов в сфере обращения с медицинскими отходами, исключение деятельности по обращению с отходами из лицензируемых видов деятельности служат причиной недостаточного правового регулирования и контроля данного вида деятельности и, как следствие, ненадлежащего обращения с медицинскими отходами, создавая риск нанесения ущерба окружающей среде, здоровью населения, включая медицинский персонал. На основании вышеизложенного, считаем необходимым в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предотвращения негативного воздействия на среду обитания при осуществлении деятельности с медицинскими отходами внести соответствующие изменения и дополнения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.